А.Д. Попов: Бизнес и образование должны услышать друг друга

Работодатели и учебные заведения должны активнее сотрудничать, т.к. на данный момент они находятся «в обособленных мирах». Такое предложение выдвинул Александр Дмитриевич Попов, генеральный директор по экономике Союза промышленников и предпринимателей Санкт-Петербурга 6 июня на заседании президиума Совета директоров ссузов Санкт-Петербурга и Лен. области.

Александр Дмитриевич выступил с докладом об участии работодателей в разработке и реализации государственной политики в области среднего профессионального образования Санкт-Петербурга:

«В настоящее время сложилась парадоксальная ситуация, при которой система образования может и готова выпускать востребованные кадры, а бизнес готов предоставлять достойные рабочие места и участвовать в кадровой политике. Но обе стороны действуют в своих обособленных мирах. Отсутствует системность в сфере подготовки кадров на рынке труда.

В Санкт-Петербурге мощная структура профобразования: 36 образовательных учреждений НПО, 80 СПО и 94 высших учебных заведения. В них обучаются более 500 тысяч петербуржцев и представителей других регионов. Реализуется Комплексная программа профобразования, а также программа «Наука, инновации, промышленность» и программы занятости.

Профобразование должно решать две цели:

·         Удовлетворение потребностей человека в знаниях и умениях,

·         Удовлетворение работодателей в кадрах соответствующего качества и количества

Ряд крупных предприятий и организаций имеют учебные центры, продолжают поддерживать профильные образовательные учреждения, открывают и поддерживают совместо с вузами свои кафедры, направляют своих работников в систему профобразования по целевому договору либо на курсы повышения квалификации и дополнительное образование. Установлено, что 17 предприятий ежегодно тратят на профобразование, подготовку и переподготовку кадров более 93 млн. рублей.

Мониторинг Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) показал, что более 60% опрошенных компаний испытывают недостаток специалистов с высшим техническим образованием и рабочих со средним профессиональным образованием, 40-50 % видят проблему с обеспечением специалистами со средним техническим образованием и рабочими с начальным профессиональным образованием; и в то же время нет проблем с набором неквалифицированных рабочих и работников сферы обслуживания.

Отличный ресурсный центр получился на базе Лицея № 130 во многом благодаря усилиям директора Воронько Г.И., которая смогла сплотить вокруг учебного заведения работодателей из сферы электроники. Вместе им удалось разработать ряд стандартов, которые сейчас проходят экспертизу в Москве.

Учебные центры на промышленных предприятиях тоже активно работают в плане подготовки и переподготовки своих кадров. Ежегодно на это затрачивается 2-5 млн. рублей.

По недавно проведенному мониторингу, порядка 17 предприятий затрачивают на подготовку и переподготовку кадров в центрах в общей сумме 97 млн. рублей. И хотелось бы, чтобы образовательные учреждения активнее показывали свою конкурентоспособность и «перебивали» бы, как на аукционе, своими возможностями и тарифами эти учебные центры.

Работа проводится огромная. Тем не менее, промышленные компании испытывают недостаток в специалистах с высшим техническим образованием и рабочих со средним профессиональным образованием. От 40 до 50% работодателей признают проблемы с обеспечением специалистами со средним техническим образованием и рабочими с начальным профессиональным образованием. В то же время нет проблем с набором квалифицированных работников и рабочих в сфере обслуживания.

Возможные механизмы исправления ситуации:

·         Прогнозирование на 5-7 лет, мониторинг рынка труда,

·         Синхронизация с рынком образования,

·         Разработка концепций и программ кадрового обеспечения экономики,

·         Определение финансовых ресурсов,

·         Стимулирование исполнительных органов гос. власти, образовательных учреждений и работодателей.

Почему же это все происходит?

Первое и самое главное, на мой взгляд: учебные заведения спрашивают промышленность: «скажите нам, кого готовить?», то есть нет внятного заказа на необходимых производству специалистов. С другой стороны, образовательные учреждения тоже не торопятся узнавать потребности работодателей. Требования работодателей к качеству подготовки обучаемых сегодня изучают только отдельные образовательные учреждения. У остальных на этот счет есть объяснение: мы готовим специалистов для всех, а вы, работодатели, доделывайте сами наш продукт.

Второй момент: комплексная программа предусматривает работу, по меньшей мере, четырех комитетов, которые занимаются кадровой подготовкой, переподготовкой. Но вместе это все, к сожалению, не связано: финансирование несколько рассредоточено, задачи по среднему образованию дублируются для разных исполнителей.

Нужно находить точки соприкосновения между исполнителями комплексной программы и координировать совместную работу. Ведомственный координационный Совет по кадрам скоро начнет вновь функционировать после длительного перерыва, и мы на него возлагаем большие надежды. Надеемся, он будет поднимать необходимые вопросы и со стороны работодателей, и со стороны образования.

Третий аспект — информированность. Многие просто не знают о тех программах, в которых можно поучаствовать с большим процентом компенсации затрат государством. В таких программах подготовки кадров могут участвовать и работодатели и учебные заведения.

Проблема состоит в том, что нет комплексного ресурса, где работодатель мог бы найти, где можно обучить или переобучить какого-то специалиста и сразу сделать заявку, ресурса, работающего по принципу «единого окна».

Стимулирование образовательных учреждений и работодателей к взаимодействию необходимо развивать. На сегодняшний день, чтобы получить необходимые кадры, бизнесмену приходится выделять средства на их подготовку и переподготовку из прибыли предприятия. Работодатели перечисляют налоги и считают, что вправе ожидать удовлетворения своих потребностей в кадрах, они не заинтересованы в дополнительном участии в учебном процессе. Налоговая система, тарифная политика уже выжали все соки из работодателей, и им проще ждать готовые кадры с ярмарки вакансий, чем соучаствовать в разработке образовательных программ, организации стажировок, направлять своих специалистов в образовательные учреждения, участвовать в попечительских советах, затрачивать силы и средства на развитие материальных баз профильных ОУ.

Анализ состояния системы кадрового обеспечения экономики должен проводиться по следующим параметрам:

·         Анализ статистических данных,

·         Анализ законодательной и нормативной базы,

·         Сбор и анализ потребностей работодателей,

·         Определение соответствия требований работодателей и возможностей сферы образовательных услуг.

Поэтому многие предприниматели устраняются от этих вопросов. Работодатели считают, что раз налоги перечислены, значит, им автоматически обязаны дать те кадры, которые необходимы.

Правда, по опросам учебных заведений, промышленные предприятия, к которым обращаются, не отказываются подумать, как сделать так, чтобы образовательные учреждения активнее шли к работодателям.

Представляется правильным, наравне с социально–экономическим планированием развития регионов, формировать программы кадровой политики. В них бы учитывалась востребованность выпускников учреждений профобразования в соответствии с направлениями развития экономики, долгосрочное прогнозирование потребностей экономики регионов в кадрах, разработка методического и программного обеспечения процессов прогнозирования рынка труда и профобразования. Также видится целесообразным сосредоточение управления кадровой политикой в одном региональном исполнительном органе (комитете), организация электронного оформления документов для субсидирования и софинансирования образовательных и практических программ подготовки кадров по принципу «единого окна».

Необходимым на современном этапе является привлечение ученых и специалистов к анализу требований работодателей к качеству подготовки выпускаемых специалистов; разработке профессиональных стандартов, рамок квалификаций, стандартов и программ профобразования; к проведению исследований качества образования, основанных на результатах мониторингов трудоустройства выпускников по полученной в образовательном учреждении профессии».

В своем докладе Александр Дмитриевич подчеркнул, что задача и образовательных учреждений, и бизнеса — повысить престиж рабочих и инженерно-технических профессий. В первую очередь, будут полезны профориентационные мероприятия для школьников: специализированные выставки, экскурсии и пр. Важную роль в этом направлении играет и информирование в средствах массовой информации.

http://edu.glavsprav.ru/msk/spo/journal/507/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *