ПОА
Как получить свидетельство о ПОА
Виды аккредитуемых программ и форма заявления на ПОА
- Программа магистратуры
- Программа бакалавриата
- Программа подготовки специалистов среднего звена
- Программа подготовки квалифицированных рабочих, служащих
- Программа повышения квалификации
Регулирование деятельности по ПОА
Нормативно-правовая база ПОА
- Об образовании в Российской Федерации : Федеральный закон от 29.09.2012 № 273-ФЗ
- О независимой оценке квалификации : Федеральный закон от 03.07.2016 № 238-ФЗ
- Трудовой кодекс Российской Федерации
- О Правилах разработки и утверждения профессиональных стандартов : Постановление Правительства РФ от 22.01.2013 № 23 (с изменениями на 29.11.2018)
- О порядке формирования и ведения перечня организаций, проводящих профессионально-общественную аккредитацию основных профессиональных образовательных программ, основных программ профессионального обучения и (или) дополнительных профессиональных программ : Постановление Правительства Российской Федерации от 11.04.2017 № 431 (с изменениями на 29.11.2018)
- Общие требования к проведению профессионально-общественной аккредитации основных профессиональных образовательных программ, основных программ профессионального обучения, дополнительных профессиональных программ (утв. председателем Национального совета при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям 03.07.2017)
- Рекомендации по организации и проведению профессионально-общественной аккредитации основных профессиональных образовательных программ, основных программ профессионального обучения, дополнительных профессиональных программ, (утв. генеральным директором АНО «НАРК» 07.2018)
Органы, регулирующие деятельность по ПОА
- Национальный совет при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям
- Автономная некоммерческая организация «Национальное агентство развития квалификаций»
Стандарт организации
Автономная некоммерческая организация
“Агентство оценки и развития профессионального образования”
(АОРПО)
АККРЕДИТАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО - ОБЩЕСТВЕННАЯ
Методика проведения в автоматизированном режиме
2018
Цели профессионально-общественной аккредитации образовательных программ
Основные отличия профессионально-общественной аккредитации от государственной аккредитации
Отличительный признак | Государственная аккредитация | Профессионально-общественная аккредитация |
Предмет | Содержание и качество подготовки обучающихся по основным образовательным программам | Качество и уровень подготовки выпускников, освоивших аккредитуемую профессиональную образовательную программу |
Базовый документ | Федеральный государственный образовательный стандарт | Профессиональный стандарт |
Аккредитационный орган | Рособрнадзор | Работодатели, их объединения или уполномоченные ими организации |
Профессионально-общественная аккредитация образовательной программы:
Профессионально-общественная аккредитация образовательной программы:
— является одной из составляющих системы качества оказания образовательных услуг;
— свидетельствует о независимой оценке качества образовательной программы;
— позволяет получать рекомендации работодателей по совершенствованию образовательного процесса;
— способствует повышению конкурентоспособности выпускников, освоивших аккредитованную образовательную программу, завоеванию и укреплению позиции образовательной программы на международном рынке образовательных услуг;
— учитывается при проведении государственной аккредитации (п. 8 ст. 96 ФЗ «Об образовании в РФ»), формировании рейтингов аккредитованных образовательных программ (п. 5 ст. 96 ФЗ «Об образовании в РФ»), распределении контрольных цифр приема на обучение за счет бюджетных ассигнований (приказ Минобрнауки России от 01.04.15 № 340).
Перспективы ПОА
“Существующие сегодня подходы к государственной аккредитации вузов не мотивируют их на улучшение показателей, не учитывают и даже подавляют новации, работая «на усреднение». Это приводит к понижению качества лучших и фактически «фиксирует систему позавчерашнего дня»”.
/А. А. Фурсенко, помощник Президента Российской Федерации, Министр образования и науки Российской Федерации (2004-2012)/
“Необходимо активнее использовать профессионально-общественную аккредитацию образовательных программ, когда программы оцениваются объединениями работодателей и уполномоченными ими организациями. Необходимо отказаться от существующей системы государственной аккредитации, которая во многом дублирует лицензирование, при этом контроль и надзор следует сохранить”.
/А. Н. Шохин, президент Российского союза промышленников и предпринимателей, председатель Национального совета при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям/
Стандарт организации
“Порядок проведения профессионально-общественной аккредитации основных профессиональных образовательных программ, основных программ профессионального обучения и (или) дополнительных профессиональных программ, в том числе формы и методы оценки этих образовательных программ при ее проведении, <…> устанавливаются организацией, которая проводит указанную аккредитацию”. /Об образовании в Российской Федерации : Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ : с изм. на 01.07.2020/ |
“Стандарты организации могут разрабатываться на применяемые в данной организации продукцию, процессы и оказываемые в ней услуги, а также на продукцию, создаваемую и поставляемую данной организацией на внутренний и внешний рынок, на работы, выполняемые данной организацией на стороне, и оказываемые ею на стороне услуги в соответствии с заключенными договорами (контрактами)”. /ГОСТ Р 1.4-2004 Стандарты организаций. Общие положения. – Москва : Стандартинформ, 2007. – 8 с./
|
Автономная некоммерческая организация “Агентство оценки и развития профессионального образования” (АОРПО)
СТО 6770429-001-2017
АККРЕДИТАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОБЩЕСТВЕННАЯ
Методика проведения в автоматизированном режиме
ACCREDITATION PROFESSIONAL AND PUBLIC
Hold methods in the automated mode
2018
Стандарт устанавливает правила проведения профессионально-общественной аккредитации основных профессиональных образовательных программ, основных программ профессионального обучения, дополнительных профессиональных программ (ПОА) в автоматизированном режиме. Положения стандарта предназначены для применения экспертами и членами Совета АНО «АОРПО» при проведении ПОА.
|
Этапы, выполняемые в автоматизи-рованном режиме: — составление анкеты для оценки выпуск-никами соответствия приобретенных ими, в процессе освоения образовательной программы, профессио-нальных умений и знаний требованиям профессио-нального стандарта; — дистанционное анкетирование выпуск-ников; — статистическая обработка информации, полученной при анкетировании. |
Основная идея стандарта АОРПО:
— при оценке ключевого показателя аккредитационной экспертизы – уровня и качества подготовки выпускников, освоивших аккредитуемую образовательную программу, — используются обобщенные результаты оценки выпускниками соответствия приобретенных ими, в процессе освоения образовательной программы, профессиональных умений и знаний требованиям профессионального стандарта;
— все вспомогательные этапы ПОА выполняются в автоматизированном режиме, то есть с использованием информационно-коммуникационных технологий, но при участии персонала аккредитующей организации. |
Основные этапы ПОА, описанные в стандарте: Заключение договора на ПОА АОП, формирование экспертной комиссии Оценка АОП по критериям ПОА её разработчиками и исполнителями Оценка АОП по критериям ПОА выпускниками последних трёх лет Оценка АОП по критериям ПОА экспертами Агентства Составление отчёта экспертной комиссии, формулирование рекомендаций образовательной организации по совершенствованию АОП Рассмотрение отчёта экспертной комиссии Советом Агентства, принятие им решения о ПОА АОП, подготовка и вручение руководителю образовательной организации свидетельства о ПОА |
Основные отличия ПОА, обеспечиваемые стандартом: — использует, в качестве одного из критериев ПОА, оценку самими выпускниками соответствия их подготовки требованиям профессионального стандарта; — основана на числовых оценках исходной информации, использовании математических методов и компьютерных технологий (технологичность); — обеспечивает оценку итогового результата экспертизы числом (объективность); — позволяет обосновывать предложения по совершенствованию образовательного процесса (доказательность); — допускает сравнение образовательных программ, реализуемых разными образовательными организациями, но проверяемых по одному профессиональному стандарту (сопоставимость результатов); — значительно упрощает процедуру аккредитационной экспертизы и требует сравни-тельно небольших трудозатрат (экономичность); — способствует противодействию коррупции (антикоррупционность). |