Национальная система квалификаций (НСК) — совокупность механизмов правового и институционального регулирования квалификаций работников со стороны рынка труда и предложения квалификаций со стороны системы образования и обучения.
Введение НСК позволит сформировать производительные силы и производственные отношения, где качества работника определяются его реальной квалификацией, навыками, а существующее положение о ценности работника определяемое по диплому о завершении курса обучения в учебном заведении вытесняется. Одновременно происходит устранение рассогласованности между специальностями, квалификациями и потребностями рынка труда, подсистемами образования (высшего образования, непрерывного профессионального образования, общего среднего образования, начального и среднего профессионального образования, неформального образования).
Национальная система квалификаций включает в себя:

  • Классификаторы рынка труда (по критериям: пространственной сферы, временных параметров, по степени эластичности, соотношения спроса и предложения труда, этапности, социальной группы, по видам экономической деятельности)
  • Законодательную и методическую базы, в том числе Профессиональные стандарты
  • Национальную рамку квалификаций (Квалификация (от лат. qualis — какой по качеству и facio — делаю), 1) степень и вид профессиональной обученности работника, наличие у него знаний, умения и навыков, необходимых для выполнения им определённой работы.
  • Органы системы, в том числе:

— Уполномоченный Национальный орган по вопросам развития квалификаций (для обеспечения качества квалификаций)
— Независимые Советы по профессиональным квалификациям (СПК) (для мониторинга и прогнозирования развития рынка труда и системы образования, разработки профессиональных стандартов, согласования их требований с требованиями образовательных стандартов и требованиями к оценке
— Независимые органы по сертификации квалификаций и профессионально-общественной аккредитации основных профессиональных образовательных программ, основных программ профессионального обучения, дополнительных профессиональных программ
Национальная система квалификаций предоставляет:
– работодателям надежные индикаторы для понимания уровня компетенций у кандидатов на рабочие места и работников; ясные ориентиры при сопоставлении квалификаций; средства выявления недостатка в компетенциях и потребностей в обучении (формальном и неформальном, включая обучение на рабочем месте); индикаторы качества квалификаций и их значимости на национальном уровне;
– работникам дает возможность обоснованно планировать собственное обучение и карьеру, повышать мобильность;
— образовательным организациям предоставляет основные ориентиры для планирования и формирования образовательного процесса в соответствии с требованиями рынка труда, обучения потенциальных работников и переподготовки кадров.
Повсеместное формирование НСК регулируется ГОСУДАРСТВОМ, поскольку именно государство несет ответственность за конкурентоспособность страны и социальную защиту граждан. Это выражается в различных правовых форматах, определяющих обязанности различных заинтересованных сторон, организационные и институциональные механизмы, и в предоставлении необходимого финансирования
В настоящее время ведется большая работа по созданию эффективной национальной системы квалификаций, отвечающей не только потребностям сегодняшнего дня, но и учитывающей изменения в будущем. Создана и продолжает совершенствоваться нормативно-правовая база. В этой работе принимают участие органы государственной власти, работодатели, профсоюзы и система образования.
Национальная система квалификаций является средством согласования спроса на квалификации работников со стороны работодателей на основе требований рынка труда и предложения квалификаций со стороны системы образования и обучения.
В настоящее время компетенции работников во многом не удовлетворяют работодателей, а система профессионального образования только начинает переход на программы образования, основанные на требованиях рынка труда.
В разработке, внедрении, апробации, реализации и контроле национальной системы квалификации участвуют следующие органы и организации:
Национальный совет при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям (НСПК).

  • Консультативный орган. Координирует деятельность органов власти, работодателей, профсоюзов, образовательных и других организаций.

Орган исполнительной власти (Минтруд России)

  • Утверждает ряд документов и положений по оценке квалификаций.

Национальное агентство развития квалификаций (НАРК)

  • Автономная, некоммерческая организация. Осуществляет деятельность по развитию квалификаций и разработке документов.

Советы по профессиональным квалификациям (СПК)

  • Орган управления, уполномоченный проводить оценку по определенному виду деятельности.

Центры оценки квалификации (ЦОК) и профессионально-общественной аккредитации основных профессиональных образовательных программ, основных программ профессионального обучения, дополнительных профессиональных программ:

  • Юридическое лицо, непосредственно проводящее оценку квалификации, наделенное этими функциями СПК;
  • Юридическое лицо осуществляющее по заявлению образовательной организации профессионально-общественную аккредитации основных профессиональных образовательных программ, основных программ профессионального обучения, дополнительных профессиональных программ.

Независимая оценка квалификации работников или лиц, претендующих на осуществление определенного вида трудовой деятельности – это процедура подтверждения соответствия квалификации соискателя положениям профессионального стандарта или квалификационным требованиям, установленным Федеральным Законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, проведенная центром оценки квалификаций (Федеральным Законом от 03 июля 2016 года № 238-ФЗ « О независимой оценке квалификации»).

Профессионально-общественная аккредитация основных профессиональных образовательных программ, основных программ профессионального обучения, дополнительных профессиональных программ представляет собой признание качества и уровня подготовки выпускников, освоивших такие образовательные программы в конкретной организации, осуществляющей образовательную деятельность, отвечающими требованиям профессиональных стандартов, требованиям рынка труда к специалистам, рабочим и служащим соответствующего профиля (Федеральный закон от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» Статья 96. Общественная аккредитация организаций, осуществляющих образовательную деятельность. Профессионально-общественная аккредитация образовательных программ).

Автономная некоммерческая организация «Агентство оценки и развития профессионального образования» (АНО «АОРПО»)  уполномоченна на проведение  профессионально-общественной аккредитации основных профессиональных образовательных программ, основных программ профессионального обучения, дополнительных профессиональных программ Региональным объединением работодателей «Союз промышленников и предпринимателей Санкт-Петербурга» (протокол заседания от 10.12.15 №  40/03) и включена в Перечень организаций, проводящих профессионально-общественную аккредитацию основных профессиональных образовательных программ, программ профессионального обучения и дополнительных профессиональных программ